воскресенье, 18 августа 2013 г.

НАХюндай они нам были нужны ?

Hyundai Rotem, 579 мест, 250 км\ч - $36,84 млн.
  Что такое государство и для чего оно вообще нужно ? А правительство и всевозможные государственные институты ? Если не вдаваться в заумные определения, а объяснить просто, то это горстка людей и организаций, которые призваны создавать комфорт и удобство проживания на данной конкретной территории. По сути - наемные гражданами менеджеры, которые должны собирать налоги и сборы и создавать за них нам всевозможные блага. Именно НАМ, а не себе любимым. Но это так, к слову. А что должно отличать хорошего менеджера ? В первую очередь эффективность. И если он неграмотно или нерационально выполняет свою работу, его просто гонят в шею в любой частной организации, потому как это бьет по карману собственника. В любой нормальной стране собственники это ее граждане, а государство и есть та самая организация, которая платит зарплату управленцам за их эффективность и в случае "проколов" увольняет их, нанимая новых. А как с этим в Украине ??? Попробуем разобраться на таком простом примере как покупка новых поездов Хюндай, которые были приобретены к ЕВРО-2012, проведение которого в стране катастрофической нехватки денег вообще было сродни преступлению, если учитывать во сколько это нам обошлось и что после себя оставило. Но к этой теме я еще вернусь и как обычно все обрисую менее яркими красками чем талисманы того самого чемпионата. Теперь вернемся к нашим баранам государственным деятелям, которые принимали участие в закупке Хюндаев и проанализируем их эффективность.
Отечественный поезд Крюковского завода,
609 мест, скорость 160 км\ч - $25 млн.
...Шел жаркий и знойный июльский день 2009-го года. Тогдашний премьер Украины Юлия Тимошенко, терпевшая фиаско на всех экономических фронтах и обремененная всеми прелестями будущей президентской кампании, ступила на землю корейской столицы. Запланированный визит в Южную Корею тогда называли открытием восточных рынков, сулившим Украине небывалые экономические перспективы. Но помимо пламенных экономических анонсов, которые так любила Юлия Владимировна, за нашей страной тянулся целый ряд проблем и невыполненных обещаний. Настоящим «чемоданом без ручки» было Евро-2012. Напомню, на тот момент Украина доводила своих любимых европейцев до инфаркта, не понимавших, как это вся из себя демократическая власть умудрилась за три года до чемпионата быть готовой к нему лишь на 20%. Вот Юлия Владимировна и решила «удивить» европейцев внедрением скоростного движения в Украине. Так сказать, эх прокатать наших западных друзей. Но для того, чтобы «эх, прокатить», нужны деньги. А денег у нас, несмотря на согласие взять на себя многомиллиардные затраты на праздник европейского футбола, как всегда, не было. Хотя возможности есть. Холдинговая компания «Лугансктепловоз», являющаяся монопольным в Украине производителем магистральных грузовых тепловозов, сразу же предложила свои услуги. Но тогда, в 2009 году, власть неуклонно смотрела за бугор. Тимошенко, привыкшая всегда ковать железо, пока оно горячо, тут же рванула в Сеул. А вернулась оттуда уже с готовым набором документов. 16 июля Тимошенко подписала соглашение о закупке Государственной администрацией железнодорожного транспорта Украины («Укрзализныця») десяти межрегиональных электропоездов и четырех дизель-поездов у корейской корпорации Hyundai.
ICX Siemens, 724 места, 250 км\ч - $36 млн.
Однако премьеру этого оказалось мало. В тот же день она подписала еще и меморандум о взаимопонимании, который предполагал тесное сотрудничество в области промышленного строительства железнодорожного состава, тем самым связав нас с корейцами обязательствами на долгие годы. Луганчанам, несмотря на их обиды и протесты, тогда был показан самый настоящий кукиш - вместо этого тысячи корейцев были готовы благодарить незнакомую даму с косой за новые рабочие места и хорошие зарплаты. Главным аргументом было то, что у «Лугансктепловоза» нет аналогичного опыта. Но, ребята, если собственное правительство Украины не было заинтересовано в развитии собственного производства, то кто же тогда даст старт его развитию? Откуда же взяться опыту? Шизофрения какая-то, ей Богу.
Velaro Siemens, 1108 мест, 350 км\ч - $46,73 млн.
А ведь Тимошенко привели резонные экономические обоснования. Сами судите - даже без учета стоимости транспортировки поездов Hyundai, какая продукция выйдет дороже: корейская, где рабочему платят 4000 долларов, или же украинская с нашими 4000 гривен зарплаты на луганском предприятии? Детали соглашения Тимошенко с корейцами не менее занимательны, чем сам факт пинания пренебрежения собственным производством и национальными интересами. Так, например, уже при правительстве Азарова корейцы спекулировали именно договоренностями с Тимошенко, требуя, чтобы при проведении тендера у них не было конкурентов. А это, между прочим, прямое нарушение отечественного законодательства, в частности закона Украина «Про госзакупки».
Desiro Siemens, 466 мест, 160 км\ч - $13,55 млн.
Еще более интересным является то, что учитывая наше пожизненное безденежье, нам даже нашли кредиторов...в виде корейских банков. Воистину сам пью, сам гуляю, сам стелюся, сам лягаю. А отдуваются пускай украинские пассажиры при покупке билетов на корейское высокоскоростное ноу-хау. В качестве примера приведу проезд в «сказочном» Hyundai на маршруте Киев-Харьков. Стоимость билета для проезда в первом классе составит 422 грн., во втором классе - 275 грн. При этом главный защитник поездов Hyundai Борис Колесников обещал снижение этих цифр на 17%, что вряд ли кардинально изменит ситуацию. Но давайте покрутим со всех сторон именно эти тарифы, чтобы разобраться, что же за продукт нам предлагают от лица неплохо поднявшихся на наших заказах корейских производителей.
AGV Alstom, 650 мест, 360 км\ч - $32,84
Для среднего украинца цена высокая, как ни крути. Но, давая иллюзию снижения цены, а также промыв мозги европейским опытом, где, мол, тоже все дорого, уже можно значительно повысить продажи билетов на Hyundai. А реально - это чистая манипуляция. Я не поленился и сопоставил цены на украинский Hyundai с ценами на эквивалентные маршруты в европейских государствах. Для сравнения была взята Германия, Италия и Австрия.
Развитые европейцы действительно платят немало. А на наши деньги так и вовсе умопомрачительную сумму. Так, проезд из Берлина в Мюнхен немцу обходится в 102 евро (!). Итальянцу, путешествуя из Милана в Рим, придется раскошелиться на 73 евро. Ну, а скромному австрийцу, которому повезло чуть больше, дорога из Вены в Зальцбург обойдется всего в 47 евро. Сущий ужас! Как так? После этого прямо и хочется кинуться в ноги украинскому правительству и рассыпаться в благодарности за либеральные цены и заботу об украинском пассажире. Ну, испугались? Теперь успокаивайтесь. Не нужно иметь научной степени по экономике для понимания того, что уровень жизни и покупательская способность измеряется вовсе не курсом национальной валюты по отношению к мировой (конечно, умножая все на десять, за сердце хватаешься), а таким элементарным показателем как средняя заработная плата. Возьмем свежую статистику: для Германии это 2980 евро, для Италии - 2344, для Австрии - 2746 евро. Если кто-то думает, что я нарочно взял самые благополучные страны ЕС, то спешу вас огорчить, по итогам 2011 года в самой неблагополучной Греции средняя заработная плата составила 2161 евро, при том, что в Элладе цены на билеты значительно ниже немецких. Теперь давайте выведем процентное соотношения стоимости ж/д билетов и зарплаты. Итак, в Германии и Италии один билет равняется приблизительно 3% месячного дохода, а в Австрии эта цифры составляет совсем смешные 1,7%. В Украине в 2011-ом году средняя заработная плата составила 2379 гривен. Хоть эта цифра и не столь показательна как в Европе, ибо контраст зарплат богатых и бедных у нас, мягко говоря, катастрофический, попробуем произвести аналогичные расчеты. Напоминаю, второй класс в Hyundai стоит 275 грн. А от средней заработной платы это...11,5%. Что почти в 4 раза дороже, чем в Германии и Италии и почти в 7 раз дороже, чем в Австрии. 
Flirt Stadler, 160 мест, 260 км\ч - $7,5 млн.
 Все просто как божий день. нас в очередной раз "кинули". На нас в очередной раз решили заработать, причем как изначально при покупке, так и впоследствии на билетах и обслуживании. Не зря ж отменяли любимые всеми ночные поезда, надо как-то людей загонять в Хюндаи... Теперь о ценах на сами поезда. На закупку было потрачено 307 млн.долларов за 10 поездов, в каждом из которых 579 посадочных мест, т.е. каждый нам обошелся в 30,7 млн.долларов без НДС, а в реальности полная стоимость составляет 36,84 млн.долларов. Дешево ??? Судите сами. Поезд Desiro производства немецкой Siemens стоит 13,55 млн вечнозеленых и имеет 466 посадочных места, другая же модель ICX того же производителя при той же цене в 36 млн.долл имеет 724 посадочных места, поезд AGV производства французской Alstom при цене в 32,84 млн.долл. имеет 650 посадочных мест, в конце концов есть самая навороченная модель от Siemens - Velaro, стоимость которого 46,73 млн.долл, которая при всей свое дороговизне вмещает 1108 пассажиров, что в конце концов дешевле тех самых купленных Хюндаев !!! Все это для сравнения. Но в настоящее время те самые Интерсити + не загружены и наполовину из-за дороговизны и ненадежности. И это тоже очевидный просчет, учитывая что например Эстония и Беларусь уже вовсю эксплуатируют поезда Flirt от польской компании Stadler, который вмещает 160 пассажиров и стоит жалкие 7,5 млн.долл. Можно было закупить их в 4 раза больше, пустить их чаще и заполнить полностью. Это все касательно импортных вариантов. Но тут как назло для наших правительственных суперменеджеров возник наш отечественный поезд от Крюковского завода, который без того самого опыта, создали наши отечественные инженеры. Причем в сжатые сроки и с множественными смежными предприятиями, которые обеспечивали большинством необходимых деталей для его сборки. И цена его вышла порядка 25 млн.долларов. И по большинству параметров он просто "уделывает" хваленый Хюндай. Не говоря о том, что приспособлен к нашим зимам и прочим "аномальным" сезонам господина Азирова. Кстати все эти суммы как-то меркнут за одной цифрой, которую практически нигде не озвучивают, но которая убивает напрочь - 12 млрд.гривен или порядка 1,5 миллиарда долларов. Это деньги., которые были якобы потрачены на модернизацию наших ж\д путей и т.д. для запуска того самого скоростного движения.
   Самое интересное во всей этой истории, что те самые корейские поезда ломались не просто так, а потому что они создавались после заключения контракта с Украиной, т.е. по-быстрому, не пройдя всех необходимых магистральных и климатических испытаний. Все вышеперечисленные импортные аналоги уже давно серийные и всех тех недостатков лишены напрочь. Компании Siemens и Alstom - это мировые лидеры в этой области, качество продукции которых и привело их на вершину успеха. 
 
Что в итоге ? Все как обычно. Нашими баранами Высшими чинами были закуплены поезда, которые мало того что дороже большинства мировых аналогов, так еще и не забывайте про проценты тем самым корейским банкам. Вместо того чтобы отдать такой крупный заказ своим предприятиям - Крюковскому заводу или "Лугансктепловозу", которые обеспечили бы рабочие места, развитие отрасли, поступления в бюджет наконец, его просто отдали производителю, поезда которого в символическом списке эффективности для поездов занимает одно из последних мест. Страна практически лишилась суммы порядка 1,8 миллиарда долларов из-за преступных и поспешных действий наших чиновников, начиная с "помаранчевых", заканчивая нынешними "синими". А если нет разницы, тогда что мы с вами выбираем среди косых и кривых ??? Не пора ли выбрать себе управленцев, которые будут отвечать за свои действия, а не прятаться в случае чего за "политическими преследованиями" и "состоянием здоровья" ???   Или может стоит их развешивать на праздничных фонариках чередуя ??? Будет почти как национальный флаг - синий, оранжевый, синий, оранжевый...  И снова грустно и обидно...

P.S. За всеми этими фактами и расчетами как-то забылось, что всеми известная и вполне обычная электричка ЭР-9 Рижского завода развивает скорость -145 км/ч. Цена билета на длинном маршруте - 65 грн ( в среднем). Хюндай развивает скорость -160 км/ч, цена билета 400 грн ( в среднем). Стоит ли приезд в конец маршрута на 10 минут раньше 335 грн. ??? И стоило ли вообще затевать весь этот цирк с Хюндаями ??? Наверное кому-то стоило, только снова не рядовым гражданам, которые мерзли в поломанных новомодных поездах и радовались приходящим к ним на помощь стареньким изделиям того самого "Лугансктепловоза"...

Комментариев нет:

Отправить комментарий